Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 24.12.2024, 00:08

МАОУ СОШ №8 г.Туймазы

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 565
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Работа с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми ведется системно, в школе реализуется  

«Программа по работе с одаренными, высокомотивированными детьми в школе с углубленным изучением отдельных предметов».

 Цели программы:

- определение специфической одаренности и ее возрастное проявление;

- выявление специфических способностей детей и их диагностика психолого-педагогической службой;

- разработка программ для работы с одаренными детьми в процессе учебы.

 

Разделы программы:

 

1. Концепция работы с одаренными детьми.

2. Выявление одаренных детей и работа с ними. (Работа психолого-педагогической службы.)

 

1 этап — анамнестический  — на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности.

 

II этап — диагностический — на этом этапе (5 — 9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка.

 

III этап — этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность (10 - 11 классы).

 

3. Методики диагностики одаренности.

 

Цели и задачи работы с одаренными детьми

Целями работы учителей школы  с одаренными детьми являются:

 

-  выявление одаренных детей;

-  создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

 

Для реализации первой цели  решаются  следующие задачи

1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:

- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

-  научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

- знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

- выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

- периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:

- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;

- лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;

- проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

 

После выявления одаренных детей работа с ними ведется  двумя группам и педагогов:

1)  учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

2)  наставником, который:

-  выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;

-   координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;

-   обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение;

-   осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.

Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.

 

Для реализации второй цели необходимо решаются  следующие задачи:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:

-   соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);

-    за минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);

-   не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников, тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)

 

2. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

а)  понимание особенностей развития одаренного учащегося;

б)  составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

в)  создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;

г)  стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей - возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;

д)  освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

-   не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);

-   не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

-   может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);

-   не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

-   ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положи- тельное отношение к школе;

-   ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися

1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.

4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

-  учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

-  учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

-   учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

-   учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

 

Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися

1. Создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.

2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.

3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.

4. Создание и организация работы научного общества учащихся.

5. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.

 

В целях обеспечения  благоприятных условий для реализации способностей, интересов обучающихся, ранней профилизации в рамках выполнения Программы работы с одаренными обучающимися и выявления наиболее способных обучающиеся школы принимают участие в олимпиадах различных уровней, Научно-практических конференциях, конкурсах.

 

Результаты работы с одарёнными детьми.pdf
Для слабовидящих
Версия для слабовидящих
Народный фронт "За Россию"
-->
Роскомнадзор
ВЕБ-ФОРМА Роскомнадзора для подачи сведений о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наши достижения
Полезные ссылки
Министерство образования и науки РБ
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район РБ
РЦОИ
Образовательный портал Республики Башкортстан
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz