Работа с одаренными детьми ведется системно, в школе реализуется
«Программа по работе с одаренными, высокомотивированными детьми в школе с углубленным изучением отдельных предметов».
- определение специфической одаренности и ее возрастное проявление;
- выявление специфических способностей детей и их диагностика психолого-педагогической службой;
- разработка программ для работы с одаренными детьми в процессе учебы.
Разделы программы:
1. Концепция работы с одаренными детьми.
2. Выявление одаренных детей и работа с ними. (Работа психолого-педагогической службы.)
1 этап — анамнестический — на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности.
II этап — диагностический — на этом этапе (5 — 9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка.
III этап — этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность (10 - 11 классы).
3. Методики диагностики одаренности.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:
- выявление одаренных детей;
- создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели решаются следующие задачи
1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:
- проведение педагогических советов с приглашением специалистов;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;
- научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом).
2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
- знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;
- выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
- периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.
3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
- лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
- проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними ведется двумя группам и педагогов:
1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;
2) наставником, который:
- выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником;
- координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося;
- обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение;
- осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.
Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты.
Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.
Для реализации второй цели необходимо решаются следующие задачи:
1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила:
- соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
- за минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
- не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников, тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)
2. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;
б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);
в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер;
г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей - возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»;
д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
- не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным);
- не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;
- может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке);
- не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;
- ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положи- тельное отношение к школе;
- ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися
1. Создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.
2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы.
3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.
4. Создание и организация работы научного общества учащихся.
В целях обеспечения благоприятных условий для реализации способностей, интересов обучающихся, ранней профилизации в рамках выполнения Программы работы с одаренными обучающимися и выявления наиболее способных обучающиеся школы принимают участие в олимпиадах различных уровней, Научно-практических конференциях, конкурсах.
Результаты работы с одарёнными детьми.pdf