Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 23.04.2024, 20:19 |
МАОУ СОШ №8 г.Туймазы | |
Приветствую Вас Гость |
|
Работа с одарёнными детьмиРабота с одаренными детьми ведется системно, в школе реализуется «Программа по работе с одаренными, высокомотивированными детьми в школе с углубленным изучением отдельных предметов». - определение специфической одаренности и ее возрастное проявление; - выявление специфических способностей детей и их диагностика психолого-педагогической службой; - разработка программ для работы с одаренными детьми в процессе учебы. Разделы программы: 1. Концепция работы с одаренными детьми. 2. Выявление одаренных детей и работа с ними. (Работа психолого-педагогической службы.) 1 этап — анамнестический — на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности. II этап — диагностический — на этом этапе (5 — 9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка. III этап — этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка, а также его профильная направленность (10 - 11 классы). 3. Методики диагностики одаренности. Цели и задачи работы с одаренными детьми Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются: - выявление одаренных детей; - создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
Для реализации первой цели решаются следующие задачи 1. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через: - проведение педагогических советов с приглашением специалистов; - обучение на курсах повышения квалификации; - подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений; - научно-методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом). 2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем: - обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; - знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; - выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка; - периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах. 3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как: - знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению; - лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности; - проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними ведется двумя группам и педагогов: 1) учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стимулирующими и поддерживающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач; 2) наставником, который: - выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником; - координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося; - обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение; - осуществляет связь с родителями одаренного учащегося. Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, родители или приглашенные для этой цели специалисты. Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.
Для реализации второй цели необходимо решаются следующие задачи: 1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов, форм и приемов с опорой на следующие правила: - соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы); - за минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке); - не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников, тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.) 2. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает: а) понимание особенностей развития одаренного учащегося; б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окружающей действительности, уважения к себе, умения взаимодействовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом); в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благоприятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной сфер; г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей - возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны - публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»; д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся: - не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным); - не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи; - может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или корявом почерке); - не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы; - ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положи- тельное отношение к школе; - ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.
Условия успешной работы с одаренными учащимися 1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. 2. Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися. 3. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе. 4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами: - учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным; - учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности; - учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать; - учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием. 5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся. Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися 1. Создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы. 2. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы. 3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей. 4. Создание и организация работы научного общества учащихся.
В целях обеспечения благоприятных условий для реализации способностей, интересов обучающихся, ранней профилизации в рамках выполнения Программы работы с одаренными обучающимися и выявления наиболее способных обучающиеся школы принимают участие в олимпиадах различных уровней, Научно-практических конференциях, конкурсах. Результаты работы с одарёнными детьми.pdf |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |